воскресенье, 7 февраля 2016 г.

"Солдаты Победы" или история с продолжением...


Здравствуйте, ребята!
Здравствуйте, уважаемые папы и мамы, гости нашего блога!


Как вы помните, в блоге "Шустрики. Блог 5 "А" класса средней школы №1 г.Дятлово" в 2014 году к 70-летию Великой Победы была создана страничка "Солдаты Победы", на которой мы написали о наших родственниках и знакомых, кторые воевали в годы Великой отечественной войны. Написала и я о своем деде, Лавнике Владимире Исидоровиче, которые был призван на войну в 1944 году. Написала и разместила вот эту фотографию (мой дед в центре):



А также фотографию, о которой дед говорил, что на ней его батальон.


Кроме этих двух  фотографий дед привез  с войны еще две, на которых сфотографированы командиры деда. 


Первая была подписана "Командир взвода Морзин  Александр Петрович" (возможно, что окончание фамилии написано неправильно из-за невозможности разобрать почерк).



На второй надпись: "Командир отделения Островерх Владимир"


Это история. А теперь продолжение. Вчера на мою электронную почту через форму обратной связи пришло такое сообщение: 

"Уважаемые! Случайно набрел в ваш блог и увидел одно фото, на котором изображен мой отец - Островерх Владимир Петрович. Но на фото он не в центре, а справа (если смотреть на фото). У меня где-то есть это фото. Найду и сообщу вам, если там его рукой есть написанные фамилии его собратьев по оружию. Интересно - как такое фото оказалось у вас? Моего отца уже нет. Он умер в 2014 году в возрасте 91 год. Всю жизнь после войны прожил в п.г.т. Дергачи, Харьковской области, Украина.
С уважением,Евгений Владимирович"

Сказать, что я была удивлена - это ничего не сказать... Я была взволнована, тронута и в конце концов расплакалась... Вот она сила Интернета. Вернувшись из школы с вечера встречи с выпускниками, я написала ответ.

"Здравствуйте, Евгений Владимирович! Очень рада Вашему отклику. Мой дед, Лавник Владимир Исидорович, попал на войну уже после освобождения Беларуси в 1944 году. Служил в тыловых частях, т.к. был болен и не годился к строевой. С войны привез несколько фотографий. В 2014 году я со своим классом на блоге класса оформили страничку "Солдаты Победы" к 70-летию Победы. Разместила две фотографии, на которых изображен дед, а также еще две фотографии, которые он привез из Германии. На обороте той фотографии, где есть Ваш отец, написано "Командир отделения Островерх Владимир". Ну раз командир, то я по фуражке и решила, что он в центре. Извините, что так вышло. Дед мой прожил после войны совсем мало. Умер от болезней в 1953 году в возрасте 47 лет. Но все фотографии мы бережно храним, как память о тех людях, с кем он делил все тяготы войны. Если Вы внимательно посмотрите в блоге, то там есть еще одна фотография, которая была подписана "Командир взвода Морзин Владимр Петрович". Возможно этот человек был командиром у моего деда и Вашего отца. 
Вот только что приехала из школы, с вечера встречи с выпускниками, читала маме Ваше письмо, и обе поплакали. Прошло столько лет, но забыть такое просто невозможно. Второй мой дед, по отцу погиб на войне. Я нашла место его захоронения ровно через 70 лет. Он умер от ран в госпитале 9 февраля 1945 года.  В феврале прошлого года я нашла его. Похоронен в Польше, в 20 км от границы с Германией. Прошлым летом съездила к нему на могилу. И тоже поплакала. И детям своим все рассказываю. Чтобы знали, чтобы помнили.
Пишите, буду очень Вам рада!
С уважением,Ольга Михайловна Старикова"


Сегодня утром еще одно письмо в моей почте.
"Здравствуйте Ольга Михайловна! Спасибо за письмо. Вы молодцы, что ведете в своей школе такую работу. Я знаю, что Белоруссия очень пострадала в войну. Изображенный на фото солдат - это мой отец. Мне уже много лет. Я родился в 1949 году через год после демобилизации отца. Он 1923 года рождения. Был призван также как и Ваш дед после освобождения Харькова в начале сентября 1943 года. В октябре был ранен при форсировании Днепра. Госпиталь и снова передовая. Был ранен еще дважды. Но не тяжело. Дошел с боями до Бреслау, где и закончил войну. Дальше был переведен в нестроевые. В составе строительного батальона восстанавливал мосты, наводил переправы и т.п. простая солдатская работа. Сопровождал военные эшелоны из Германии в Белоруссию. Тогда на Польше было много "партизан", грабивших поезда. А в начале 1948 года был демобилизован. Он прожил длинную и трудную жизнь. Но был настоящий мужик. Никогда не скулил и не падал духом. Всю жизнь до последнего дня трудился. Умер во сне.У моей жены есть родственники в Белоруссии. В Пуховичах. Когда были моложе и еще были живы ее тетка и дед, мы приезжали в гости. Хороший вы народ! Очень добрый и гостеприимный.Я, кстати, почти Ваш коллега. Я вот уже 35 лет как преподаю в вузе. Стараюсь в это непростое время давать студентам кроме технических знаний еще и уроки человечности и доброты. Верю в то, что все наладится и восторжествует разум!Вам спасибо за фото моего отца. Если что-то уточню - напишу. Будьте здоровы!Вашей маме - тоже пожелания доброго здоровья!"

Прошло столько лет. Давно нет моего деда, да и его командира тоже. Но вот эта давняя фотография протянула ниточку между моим маленьким Дятлово и Украиной. И я теперь точно знаю, что еще в одной семье бережно относятся к памяти о той войне. А еще из письма Евгения Владимировича я поняла, что у моего деда был очень достойный командир, хотя и моложе его почти в два раза.  


Вот пишу, и слезы накатываются на глаза... Спасибо Вам, Солдаты Победы, что вынесли мир на своих плечах, что дали нам жизнь! 

4 комментария:

  1. Ого, я много чего не знала... Андрукевич Диана

    ОтветитьУдалить
  2. Просто невероятно! Даже нету слов.
    Салата Лиза

    ОтветитьУдалить
  3. Ого вот это да!
    (Бойко Наталья)

    ОтветитьУдалить
  4. Очень хорошо, что Евгений Владимирович нашёл на этой фотографии своего отца и рассказал нам о нём.

    ОтветитьУдалить